Фан-движ: как всё начиналось
Эта запись была опубликована 28 июня 2011года
При Союзе, когда заканчивался футбол, по городу шла демонстрация, горланя: «Черноморец – оу оу!» А на следующем матче обсуждалось: -«в прошлый раз демонстрация дошла до Советской Армии. А помнишь, в прошлый раз аж до вокзала!» Заводилой на трибунах и заводилой демонстраций был такой полноватый и кучерявый, да еще и в очках, типичный одесский маланец лет так, этак, под 30-ть по прозвищу «Босс». Проживал Вадик Мелещук (так звали Босса) в старом одесском дворике по Островидова угол Артема. Так вот, Вадик Босс, собственно и есть прародитель, если хотите — основатель одесского фан-движа. На выезд, правда, он так никогда и не поехал. При развале Союза, он иммигрировал за бугор.
Летом 1987 года, на матчах с Котайком (Армения), Спартаком (Орджоникидзе) (ныне "алания" Владикавказ) Босс собирал всех, кто был в панамках и в тельняшках на 14-ю трибуну, откуда и понеслись совместные более-менее организованные скандирования, речевки, песни… Движение было, конечно же, левое…
Перед глазами встают образы некоторых личностей, выделявшихся из толпы. Конечно же, несостоявшийся моряк из Житомира-Харькова – Саша, получивший кличку «Харьков» и его лихая перекличка, типа:
девочка Арина – нет! Альпийская долина – нет! Девочка которая поет – нет! Девочка которая дает – нет! … а может это наш любимый Черноморец??? – Дааааа!Шкалик, Киса, Отходняк, Кот, Мальвина
В августе 1987 года среди одесских фанатов появились первые девушки. Света ходила в черной кожаной юбке, с ней была подруга Марина. Один флаг на двоих. «Киса» и «Мальвина» были истинным украшением одесского фэнс.
Официальными цветами нашего клуба тогда были бело-синие цвета. А эмблемой и соответственно флагом, была эмблема ДСО «Водник», под эгидой которого выступал одесский Черноморец. До того, как появились первые шарфы – «розы», фанаты ходили на футбол в тельняшках и бело-синих панамках. Чтобы отличаться от фанатов множественных динам с их бело-голубыми и бело-синими цветами, мы старались покупать футболки, свитера, панамки с более «глубоким», темным синим цветом. Но был у Одессы и свой «конек». Это тельняшка! В тельняшках ходили (а потом и ездили) только одесские фанаты. В те времена мы только мечтали о том, что у Черноморца должны быть черно-синие, черно-сине-белые цвета. Очень ценным и редким, в то время, в нашей среде считался шелковый флаг Водника (то есть Черноморца). И обладать таким флагом было большое счастье.
Вообще-то, первый выезд должен был состояться в этом же 1987 году. Хотя, Черноморец играл тогда в первой лиге, на футбол ходило много людей, команда у всех выигрывала, ажиотаж был колоссальный. И вот, на этом подъеме начинающие одесские фанаты собрались поехать на выезд в Ворошиловград (Луганск). Ночью мы пришли на ж.д. вокзал, откуда рано утром, по-моему около шести утра, должен был отправляться автобус. Но автобус почему-то не приехал. Таким образом, в 1987 начать ездить не удалось. Не судьба…
Чиж и Подводник
Черноморец по итогам сезона 1987 вышел в высшую лигу и зимой 1988 года мы готовились основательно к будущим выездам. В швейном ателье на Тираспольской площади были заказаны полосатые бело-синие шарфы в количестве 15 штук. Это были первые розы Черноморца, которые впоследствии побывали на первом выезде одесских фанатов.
19 марта 1988 года. Динамо Киев — Черноморец.
Первым выездом одесских фанатов судьба выбрала выезд в Киев.
Именно с выезда в Киев, на Динамо, началась история одесских «правых» фанатов.
В Одессе, в среде болельщиков Черноморца часто звучало слово «роги». Это слово применялось употребительно к футболистам и соответственно к болельщикам — Динамо Киева. Старые одесские фанаты, фанаты еще с той, реальной Соборки применяли «роги» вкупе со всевозможными ругательствами и оскорблениями в адрес киевского динамо. Природа этой ненависти тянется из союзных времен, когда по желанию столичных партийных руководителей забирались лучшие игроки Черноморца, и возразить тогда было никому невозможно. Плюс еще это ужасное поражение 8-0 в Киеве, тогда как должен был быть сыгран «договорняк» в пользу Киева с минимальной разницей… После этого вражда перешла и на клубный уровень.
Что же ждало фанатов Черноморца на первом выезде?
Да ничего особенного 19 марта не произошло.
Приехали. Футбол. Черноморец проиграл 0:1. Уехали.
На вокзале нас встречали, а потом и провожали фанаты ДК, которые, по их словам, с опаской ожидали увидеть настоящих одесских биндюжников… Всего на первом выезде было около 40 человек. Нас, на союзной фан-сцене, тогда еще никто не знал. Все только начиналось…
Постараюсь вспомнить тех, кто «пробил» первый наш выездной матч:
Стриж, Монах, Доцент, Биря, Хан, Отходняк, Лом, Крот, Кот, Липа, Киса, Кучерявый, Ассистент, Подводник, Таксист, Прохор.
К тому моменту, когда мы начали ездить, Киев враждовал со всей Москвой («хохлы» с «москалями»). И вот, наконец-то, появились на всесоюзной арене выездные фанаты Черноморца.
Когда мы начали ездить в 1988 году, я запомнил, как удивлялись нашему внешнему виду фанаты в других городах. Одесситы всегда приезжали на выезд опрятно одетые, как говорится, чистенькие и красивые! 🙂
Не забуду, как выглядели фанаты Шахтера. Внешний вид – ну бомжи натуральные! Даже не подходил знакомиться, противно было…
В первый 88-й год к нам примеривались и хохлы и москали. Многие из наших подружились с фанатами динамо киев, Днепра, Спартака, Зенита, Жальгириса и т.д. И только уже после первого года выездов пришел черед выбора: за кого же фаны Черноморца? За Киев или за Москву?
-
Блок: Киев-Вильнюс-Днепр-Львов.
-
Блок: Москва-Минск
И в 1989 году симпатии выездной фан-бригады разделились примерно пополам. Одни дружили с москвичами, другие с киевлянами. Причем, толчком к разделению на два лагеря, послужил эпизод, когда наши, будучи в марте месяце на выезде в Киеве выясняли отношения с хохлами, и киевский «Шурик» за дружбу одесситов с мясными плюнул в лицо «Отходняку». Думаю, что это и было «отправным» моментом. В одесском движе появилось два блока: один типа, «мы за Москву». Второй «мы за Киев». Возглавили, что ли, эти блоки самые взрослые люди из выездных (обоим было под 30-ть лет) – Комиссар (промосковское направление) и Липа (прокиевский блок).
Была все-таки одна несостыковочка, которая вышла с Москвой. Оказалось, что с нами дружат не все московские фанаты. Еще до выезда в Москву на ЦСКА, нам говорили спартачи, торпедики, динамики, что у коней «остался зуб» на Одессу. Вроде бы, то ли в 1982, то ли в 1984 году фанаты московского ЦСКА жестко отхватили на матче в Одессе. Была драка, вернее побоище приезжих фанатов ЦСКА, и коней скидывали с обрыва на Ланжероне. После этого, один из них стал даже хромать на одну ногу. В итоге оказалось, что этот, который стал хромать на одну ногу, входит в конскую основу, зовут его Паша и кличку он получил соответствующую «Хромой».
В 1988 приехали в Москву на футбол Ткач, Прохор и еще несколько человек. На вокзале их вычислили кони. Среди коней был вышеуказанный Хромой и еще один толстый очкарик (из основы) по кличке «Натура». Произошла стычка. В результате махача, кони получили достойный отпор, а Натуре наш Прохор даже пару раз хорошо зарядил в табло.
17.09.1988 Торпедо — Черноморец
За несколько часов до футбола. Помню, как в Москве я и еще пару человек зашли позвонить в телефонный переговорный пункт. Всего, нас было человек 10-12. Половина наших остались на большой площади перед станцией метро. Обычная площадь перед метрополитеном, бабки продают семечки, цветы и еще какую-то дрянь. В общем, стою с телефонной трубкой в руке, вдруг, забегает кто-то и кричит: «Наших бьют!». Все бросаем, выбегаем на улицу. А наших то бьют, оказывается, на площади напротив, с другой стороны восьмиполосного проспекта. И через этот широченный проспект, между машинами, бегут пять человек на помощь нашим. Помню, что на ходу сорвал с себя ремень с морской бляхой, перепрыгиваю через забор ограждения шоссе, и наша пятерка врывается на площадь. Там где какие-то хачи (причем, взрослые) обступили наших и выясняют отношения. Один из хачиков, вроде был с ножом. Ввалившись в разборку, начинаем направо и налево валить хачей. В разные стороны полетели корзины с цветами, какие-то кошелки, и т.д… Короче, погнали этих, то ли айзеров, то ли армян, незнаю… затем в темпе вальса ретировались с площади.
Вспоминая 88 год, составлю своеобразную номинацию передовиков одесского движа:
-
- самый дальний выезд (Алма-Ата): Стриж, Наждак;
-
- выезд в «горячую точку» (Ереван): Доцент, Монах;
-
- самый дружный выезд (Тбилиси): Токарь, Харьков, Чиж, Отходняк, Розик, Хан, Комиссар, Доцент и Монах;
-
- лучший иногородний FAN: Харьков;
-
- первый правый FAN (5 выездов): Биря;
-
- друг мясных № 1: Комиссар.
-
- ярый националист № 1: Лом (он же борец с родителями);
И, напоследок, перечислю всех выездюков, кто начинал в 1988 году:
Харьков, Монах, Стриж, Хан, Биря, Комиссар, Розик, Отходняк, Токарь, Наждак, Хирург, Лом, Крот, Кот, Кучерявый, Липа, Ассистент, Доцент, Шнурок, Прохор, Лис, Ткач, Киса, Мальвина, Подводник, Таксист, Трефа, Калина, Братья рыжие, Лабус, Старпом, Шлем и Пирожок (малыш, который путался под ногами).
Хан
специально для фанзина «На абордаж» №2
4 комментария
Огромное спасибо за этот материал и вообще сайт!
Очень нравится! Проникся огромной симпатией к вашему движу и городу.
Продолжайте в том же духе!
by Dima on 02.07.2011 at 15:08. #
Я тоже с удовольствием читаю, и по видимому у Хана личная неприязнь и к кротам, поэтому пусть он подумает как выглядели фаны Черноморца, на выезде в Кутаиси, когда в угольном вагоне ехали, думаю ни чуть не лучше кротов ))
by Veldik on 02.07.2011 at 09:35. #
Спасибо за комментарий!
Я незнаю, почему Хан (автор этого рассказа) так написал про «торпедонов» 🙂 при случае спрошу, что это у него за личная неприязнь 😉
by admin on 01.07.2011 at 22:24. #
С большим любопытством прочитал.
Вы молодцы что собираете историю о выездах 80ых-90ых. Хотя казалось бы, это было не так давно, по меркам футбольной вселенной — прошла целая вечность.
Единственное что мне не понравилось в тексте:
«нам говорили спартачи, торпедики, динамики, что у коней «остался зуб» на Одессу.»
почему вы написали не торпедоны, или торпедовцы, а именно торпедики? У вас к ним личная неприязнь?
by Alex on 01.07.2011 at 19:16. #